Не собиралась я про нее писать, но из головы не уходит.
ПростыняДля начала: первые 2 серии Мэри мне была и есть симпатична — что-то есть такое в ее поведении... дружески-свойское. Принятие ею Шерлока тоже подкупает. Деятельная, любопытная, говорит "в жилу", не ревнует Джона к Шерлоку. Ну и "Он мне нравится". С другой стороны, все равно есть моменты, которые меня царапают.
Как она хихикает за столом в ресторане за секунду до того, как Джон бросился на Шерлока — я понимаю, что это нервное, но, тем не менее, все равно неприятно.
Еще мне не нравится ее манипуляторство в "Знаке" (когда она обоих подговорила друг с другом "погулять"). Я в принципе такое не люблю, даже ради любых благих целей. Терпеть не могу, когда кто-то кем-то пытается исподтишка управлять.
Так же мне не нравится ее поведение, когда она говорит сакраментальное "Ни ты, ни я не были бы первыми" — хотя и не по тем причинам, которые я знаю, люди ей предъявляют. С моей точки зрения Мэри демонстрирует такое часто встречающееся снисходительное отношение к ревнующему человеку, пусть и добродушное. Почему-то многие считают ревнующего дурачком, который мечется на пустом месте + "ревнует — значит любит". А ревность — это прежде всего страдание. И потому мне неприятно, что над ним подхихикивают. Ревность — это сомнения в чьей-то любви, которые со стороны часто видятся глупостью. Отсюда и реакция "да ты что ревнуешь, он/она же так тебя любит". И это — неприятно и унизительно. Когда твои немалые страдания объявляют ерундой и предлагают не маяться дурью... Впрочем, Мэри ведет себя еще по варианту "лайт", так что меня, скорее, царапает, не более того.
Мэри мне нравится и в начале "Обета", но ровно до того момента, как она направила пистолет на Шерлока. Помнится, я впервые смотрела эту сцену, начитавшись каких-то форумов, что мол, она ревнует Джона к Шерлоку и вообще гормональная/беременная. Но на экране я такого не увидела от слова совсем. Нет там никакой ревности, нет эмоционального срыва... Мэри там хладнокровна и цинична. И она делает выбор — принимает решение стрелять. Честно говоря, мне совершенно все равно по каким соображениям она это делает. Мне плевать, чем она руководствовалась. Это было рацио. Она нажала на курок с холодной головой, осознанно, не под влиянием момента/гормонов/эмоций. И это перечеркивает любые оправдания ее выстрелу.
Я оставляю за скобками то, что Шерлок сказал на БС про спасение: мне очевидно, что он пытался успокоить Джона, дать ему опору, как-то примирить с реальностью. Мэри не пыталась спасти ему жизнь. Максимум, что она сделала — дала какой-то шанс выжить. Однако сама она явно оценивала его как невысокий. Она очень удивляется, когда Джон сообщает "Он прорвался!" Она не ожидала, что Шерлок выживет, это ее потрясло. С другой стороны, я не думаю, что она прямо хотела его отсрочено убить — если бы хотела, убила бы сразу или потом в больнице. У них в палатах проходной двор, да и пробралась она туда сразу же, но вместо убийства только попросила "не говорить Джону".
Я не знаю... наверное, я уже сильно додумываю, но мне кажется, что Мэри столкнулась с дилеммой, которая заставила ее изменить своим правилам. По-моему, до встречи с Шерлоком она в принципе не рассматривала кого-то в такой ситуации оставлять в живых. А столкнувшись с ним, изменила себе и дала шанс. Мне трудно судить о логике киллера, но, возможно, это был для нее максимум компромисса с собой. Если попытаться представить себе ее возможные решения по шкале "не стрелять/прострелить руку/прострелить грудь/прострелить голову", то принятое ею находится в самом-самом конце. Всего в шаге от гарантированного убийства. Это значит, что начало шкалы она вообще не рассматривала. А дальнейшие переговоры с Шерлоком, имхо, исключают мотив стратегии — была бы стратегия, Шерлок был бы застрелен/отравлен в первый же день в больнице. Нет, она, по-моему, именно что со скрипом перешагнула через себя. А это в свою очередь означает дичайшую профдеформацию, если можно так выразиться. И от этого жутко.
Разница между Мэри из 1-2 серии и Мэри-после-выстрела — огромна, их даже трудно состыковать. Как будто она внезапно сошла с ума. И с одной стороны, я понимаю, что во многом это заслуга Моффисов, которые дали Аманде сценарий 3-ей серии только после завершения съемок второй. Она просто не знала, что у ее персонажа такое прошлое и играла "нормальную Мэри".
С другой... в детстве жизнь как-то раз столкнула меня лицом к лицу с человеком, который во времена сталинских репрессий командовал расстрелами. И он вел себя ничем не отличаясь от других одиноких стариков, которые суют деткам во дворе конфетки (в данном случае в буквальном смысле). Я понятия не имею, была ли у него профдеформация, но не думаю, что он вел себя в обычной жизни как злобный маньяк. Насколько я понимаю, окружающие ничего такого не подозревали. А он считал это просто работой.
Это как другой мир. Жуткий, но реально существующий, и от этого никуда не деться. Что-то похожее я испытывала, когда, собрав волю в кулак, читала отрывок из дневника немецкого офицера, стоявшего под Ленинградом во время блокады. Я усилием воли заставляла себя "подниматься" над тем, что читаю, иначе меня начинало трясти и слезы гладом. Это было ужасно и целый дневник я бы точно так не осилила... и так с трудом вытерпела нужный кусок. Однако это жизнь. Это есть. Всегда было.
Я не вижу в Мэри какой-то особой злобности, только махровый эгоизм. Причем... нет, я не сомневаюсь, что она любит Джона. Но ее любовь — тоже эгоистична, она смотрит на него при этом через себя, через свое благо.
Когда Шерлок в "Знаке" через дверь говорит с Шолто...
Шолто: Ведь есть урочный час для смерти.
Шерлок: Разумеется.
Шолто: Мы должны принять ее, когда она приходит. Как солдаты.
Шерлок: Должны, но не на свадьбе у Джона. Мы бы не поступили так, верно? Мы оба. Мы бы не поступили так с Джоном Ватсоном.
... Мне кажется, что последний аргумент с Мэри бы не сработал. Благо Джона для нее далеко не на первом месте. И для меня это означает, что, если ее интересы кардинально разойдутся с интересами Джона, она вполне может выбрать себя. Не объединиться с ним, не встать на его сторону, а встать на свою и исходить исключительно из своих интересов. И в этом смысле она была и есть опасна для Джона с Шерлоком. Потому что, ко всему прочему, она еще и тотально никому не доверяет. И отчасти, я думаю, поэтому действует чисто из эгоистических побуждений.
Кстати, на БС про флешку она тоже говорит:
Мэри: Прочитав, ты меня разлюбишь. А я не хочу этого видеть.
Главное — это она, только она... Джона тут нет, как такового.
С третьей стороны, я бы не сказала, что даже после выстрела Мэри стала вести себя так, словно она вернулась к прошлой профессии. Для киллера она слишком нерешительна и больше убить Шерлока не пытается, хотя имеет для этого возможности. То, что она не извиняется, я считаю скорее плюсом, а не минусом. Потому что извиняться за такое глупо — она же понимает, что не на ногу наступила. Знает, что натворила слишком серьезное и непростительное. И это говорит о ее сожалении больше, чем если бы она валялась у Шерлока в ногах и молила о прощении.
Мне трудно представить, с каким отношением я буду смотреть 4-ый сезон. Пока что при каждом взгляде на Мэри-после-выстрела я вижу у нее на лбу просвечивающую надпись "ОНА СТРЕЛЯЛА В ШЕРЛОКА". И я сомневаюсь, что это изменится. Я и так... какое-то время после первого просмотра не могла смириться с тем, что Мэри так поступила. А Шерлок ее еще простил и Джона уговорил к ней вернуться. В итоге я приняла это, как свалившееся на голову несчастье, от которого все равно никуда не деться. Ну бывает же, в конце концов, что родственник внезапно выкидывает фортель и оказывается в тюрьме за то, что натворил. Можно (и нужно, наверное) этим возмущаться, но это все равно данность. С этим надо жить. И здесь, я тоже "живу" с тем, что натворила Мэри. Не простила, не забыла ей — только приняла, что она так поступила и ее не вывели за скобки (и не помножили на минус). Это, кстати, тоже факт, с которым приходится жить. Хотя его я еще могу понять и оправдать (это, правда, уже со скрипом, поскольку, в отличие от Шерлока, все еще считаю Мэри опасной).
Джон, видимо, слишком сильно влюбился + еще ребенок... уверена, что не будь его, даже Шерлок бы не убедил Джона простить Мэри. И насколько он ее простил... тоже вопрос. Он сделал это практически с закрытыми глазами. Мне кажется, это нельзя считать действительным прощением. И он даже сам это чувствует и в Рождество говорит Мэри, что ничего не забыл.
Шерлока понять легче. За себя прощать проще (очень сомневаюсь, что он простил бы Мэри, если бы она что-то сделала Джону). Далее, он счел ее неопасной... хм, а что, если у нее снова взбрыкнет профдеформация, а Шерлок? Тайн у нее наверняка еще вагон — что если кто-то опять подойдет слишком близко к раскрытию? Не знаю, как это расценивать. Как гений или как глупость/недооценку? Или как известный ему дальше сценарий? Ну и еще есть фактор, который я почерпнула из спешела. Шерлок всех, кроме немногих избранных, считает идиотами — а женщин и того ниже. Шовинист до мозга костей, он, по-моему, даже выстрел счел проявлением женской глупости. Возможно, он так легко простил Мэри потому, что как всех женщин, упорно считает ее уровнем где-то чуть повыше амебы. Мол, "ну что с нее взять". И потому его так сильно задело, что она оказалась "умнее его". Одно дело, его просто обыграли, а другое — его обыграла ЖЕНЩИНА! Ему даже с Ирен это было тяжело пережить, а ее он считал уровнем явно значительно выше Мэри. Ну и видит Шерлок, что Джон ее все равно любит (и это так — иначе Джона невозможно было бы уговорить ни на какое прощение). Полагаю, он считает, что она нужна Джону. Трудно сказать, насколько он прав. И какие у этого союза перспективы.
Конечно, это кино... и они могут написать/снять все, что угодно. И если бы Мэри действовала в состоянии аффекта или под влиянием эмоций, я бы могла еще подумать, что случившееся как следует шарахнет ее по голове и больше она ничего подобного не сделает. Но поскольку это профдеформация, мне кажется, что рецидив — это лишь вопрос времени. Я не хочу этого видеть. Категорически. Мне хочется верить, что Моффисы ее куда-нибудь сплавят раньше этого момента. В смысле, быстро. И лучше безболезненно (чтобы Джон не страдал), но подальше. Можно даже с ребенком, если они где-то там будут в безопасности.
Ну и еще сакраментальный вопрос "Зачем они это сделали?" Так и хочется сказать "Выпендрились!". Хотя я думаю, что это не совсем так. Все сложнее. Аманда называет свою героиню flawed — с изъяном. Мне кажется, что помимо желания сделать неожиданный ход и поставить персонажей в очень сложную ситуацию, они хотели еще зацепить зрителей. Когда конец однозначно хороший или плохой (пусть даже очень хороший или очень плохой), он быстро улетучивается из памяти. А цепануть по чувству справедливости, вызывать многолетнее возмущение — отличный способ гарантировать, что о сериале не забудут. Отчасти это напоминает, как маленький ребенок привлекает плохим поведением внимание родителей — по логике "пусть я буду плохим, но зато все будет крутиться вокруг меня". Я так понимаю, что для них главная цель — зацепить зрителей. Заставить переживать, спорить (лучше до посинения). И, превратив Мэри в бывшего киллера, они этого успешно добились....
Ну и чтобы два раза не вставать.
Знаю я, что существует фанатская теория, что Шерлок весь третий сезон лежит в коме и потом когда-нибудь очнется.
У меня это взывает совершенно четкую реакцию под названием "мыльная опера". Причем не в метафорическом смысле, а вполне в конкретном.
Был такой сериал "Даллас" — праймтаймовская мыльная опера длиной в 13 сезонов (357 серий, 1978-1991). В конце 8-го сезона один из ее центральных персонажей — Бобби Юинг (Патрик Даффи) — погибает в автокатастрофе.
И весь 9 сезон он мертв. Действие заметно продвигается вперед — как по событиям, так и хронологически. А в финале последней серии вдова Бобби Памела просыпается и идет в душ, а там — Бобби, который как ни в чем не бывало желает ей доброго утра.
10 сезон начинается с той же сцены, и она имеет продолжение: выясняется, что весь 9 сезон Памеле просто приснился. Бобби вообще не попадал под машину и не умирал. Все события за 9 сезон откатываются до последней серии 8-го, и далее сюжет продолжается уже в 10-ом...
Скажу одно, я очень рада, что "Шерлок" — не мыльная опера.