1.03 The Great Game" Большая игра
читать дальшеДубляж с английскими субтитрами, местами оригинал с ними же.
Белорусская тюрьма и разговор Шерлока с "сыном мясника". Честно говоря, при первом просмотре я подумала, что это белорус, но в английском транскрипте указано, что он — англичанин. Мне не очень понятно, как англичанин может так лажать в грамматике (I were not вместо I was not), причем в разговорном языке. По-моему, совершенно бессмысленная сцена. Я так поняла, что она показывает до какой степени может опуститься Шерлок, если ему скучно. Ф-ф-ф...
Заставка.
Ай, какая изумительная сцена! Шерлок выстреливает на стене смайлик, а Джон обнаруживает в холодильнике мертвую голову! Домашний, эмоциональный, скучающий Шерлок, который сначала совершенно по-детски обижается и отворачивается к стенке, потом резво интересуется, куда уходит Джон, потом изображает спящего перед миссис Хадсон и трогательно смотрит в окно на уходящего Джона. Честное слово, как собака — все чувствует, а сказать не может! Или не хочет...
Новая веха: Джон начинает писать в своем блоге о Шерлоке, и это Шерлока задевает. Снова эмоции против информации. Блог Джона с описанием первого дела против сайта о дедукции и сортах табака! Шерлок в недоумении и обижен.
Скука... Бабах! Надо быть осторожнее, с желаниями-то!
Джон просыпается дома у Сары, собирается завтракать, но в новостях видит последствия взрыва и убегает. Вообще не хило так... полдома напротив обрушилось. Я думала, это только у нас газ взрывается — от недоремонта. Насмерть перепуганный Джон влетает на 2 этаж (выражение лица — зеркало лица Шерлока из предыдущей серии), но видит там Шерлока со скрипкой и Майкрофта.
Джон пытается отойти от шока, а Шерлок с Майкрофтом препираются. Шерлок не хочет брать дело о потерянной флешке с правильственными чертежами (ой-ой-ой ). Майкрофт просит Джона повлиять на Шерлока (хи-хи!). По-моему, он впервые так чисто по семейному обращается. Мне нравится, что когда Майкрофт спрашивает у Джона, ужасно ли жить рядом с Шерлоком, тот отвечает "скучно не бывает". И не поспоришь! Шерлок дело не берет (у, молчаливая сцена между братиками), и Майкрофт обращается уже к Джону, вручает ему бумаги. Шерлоку явно нравятся ответы Джона (чувствует, что Джон в этом противостоянии на его стороне). Но когда Майкрофт уходит, Джон спрашивает, почему он отказался. И потом по реакции Шерлока заключает, что все дело в братском соперничестве. Угу.
Звонит телефон Шерлока. Это Лестрейд, просит его заняться делом. Шерлок немедленно срывается. Ну как же! Это же не Майкрофт просит!
Шерлок: Lestrade. I’ve been summoned. Coming? Лестрейд. Меня вызывают. Идешь?
Джон: If you want me to. Ты этого хочешь? (Если ты этого хочешь - мое)
Шерлок: Of course. I’d be lost without my blogger. Конечно. Я пропаду без своего блогера. (Конечно. Я потеряюсь без своего блогера - мое)
Удивление Джона... и признание Шерлока, что тот ему необходим...
Едут на такси в полицию. Очень люблю эту мелодию.
Лестрейд сообщает, что взрыв был, но не газа. На месте был сейф, в сейфе — конверт для Шерлока. В конверте розовый телефон как из "Этюда". По-моему, Джона слегка совесть покусывает за рассказ во всеуслышание, что Шерлок не знает насчет Земли, которая вращается вокруг Солнца.
В телефонном сообщении 5 длинных сигналов, аналогия с "апельсиновыми зернышками". Ну да, это только Моффисы могли додуматься! Шерлок узнает помещение на приложенном фото — подвал в их доме на Бейкер-стрит. Заходят втроем. Посреди подвала кроссовки. Джон предупреждает, что они могут быть заминированы. Шерлок на мгновение замирает на месте, но потом все же подходит, ложится на пол и начинает изучать. Внезапно звонит розовый телефон. Обмотанная проводами женщина сквозь слезы читает сообщение. Решить загадку за 12 часов. Шерлока, к возмущению присутствующих, пробивает азарт.
Лаборатория. Джона коробит безэмоциональное отношение Шерлока к жертвам. С одной стороны, его понять можно, но с другой... действительно, расследовать лучше с холодной головой. Доставляет сцена "достань из моего пиджака телефон". И ведь послушался! Молли приводит Джима. "Он гей". Этот взгляд, брошенный Шерлоком в самом начале на Молли... ревность? Не уверена. Но что это еще может быть? Правда, реакция расстроенной Молли его изумляет. То есть он действительно считает, что "сэкономил ей время". Опять что ли "информация главнее всего"? Или такая свообразная форма защиты "своих"? Имхо, последнее.
Шерлок просит Джона взглянуть на кроссовки. Не очень понятная для меня сцена. Джон сначала отказывается, не хочет вновь чувствовать себя идиотом, но потом все-таки соглашается. И Шерлок снова его разносит в пух и прах. Но этот взгляд Шерлока... он смотрит слишком долго и серьезно... Я не понимаю, то ли он действительно ожидал от Джона открытий, то ли наоборот, хотел доказать, что единственный тут умный. Пересказывая свои наблюдения, Шерлок наконец вспоминает о Карле Пауэрсе.
Едут в такси. Шерлок рассказывает, что это было его первое дело — нераскрытое.
Дома. Джон возмущается, что Шерлок не расследует дело по просьбе Майкрофта, и тот ловко перебрасывает дело Джону. Чтобы отстал, что ли?
Майкрофт — явно после дантиста, так что Шерлок был прав — рассказывает Джону подробности дела. Интересно, реакция Майкрофта на то, что Шерлок поручил Джону собрать факты, это изумление таким доверием Шерлока к Джону или возмущение, что брат сам не занимается и скинул на приятеля?
Шерлок наконец обнаруживает на кроссовках бутулин и решает дело. Женщина освобождена от взрывчатки. Джон снова возмущается, что Шерлок высоко ценит замысел и не думает о жертвах. Сразу же "новое испытание для Шерлока". Брошенная машина и звонок мужчины. Надо раскрыть за 8 часов. И опять Джон сразу понимает, что Шерлок не просто разговаривает по телефону. Сверхъестественное чутье.
Лестрейду сообщают, что машина найдена. Приезжают на место: в машине кровь пропавшего человека, но тела нет. Донован снова предупреждает Джона, что от Шерлока лучше держаться подальше. Фы. Шерлок лицедействует перед вдовой — аж рыдает. Если б еще молчал, то действительно бы отлично сошел за горющего друга. Джона настолько коробит, что такое впечатление, что он на миг прислушивается к очередным словам Донован. Но от Шерлока не отстает.
"Машины Януса", где была арендована машина. Расследование. Джон трогательно предлагает мелочь, чтобы Шерлок мог купить сигареты.
В лаборатории Шерлок делает анализ. Ему звонит мужчина с бомбой и дает подсказку — ключ в названии "Машины Януса". Только по-моему, она ему не понадобилась. Шерлок рассказывает разгадку Лестрейду. Красиво парни идут в конце (по подземному гаражу)! Публикация разгадки в блоге и спасение второй жертвы.
Кафе. Наконец-то Шерлок сжалился над Джоном и дал ему поесть! Джон озвучивает мысль, что за всем этим стоит игра Мориарти. Новое сообщение розового телефона + фото. Джон откровенно рад, что хоть где-то он знает больше самого Шерлока. На фото известная ТВ-ведущая. Шерлоку звонит новая жертва, обвешанная бомбами — слепая старушка. На разгадку дается 12 часов.
Морг. Осмотр тела Конни Принц. Столбняк явно ни при чем. Шерлок посылает Джона разузнать все о прошлом и семье жертвы. Лестрейд напоминает ему, что надо думать не только о разгадке, но и о живой заложнице. Чесслово, достали уже.
Шерлок пытается найти связь между жертвами, чтобы вычислить того, кто за всем этим стоит. Снова звонок: старушка читает заготовленный текст. Осталось меньше 3 часов.
Джон под видом журналиста расспрашивает брата Конни Принц. Шерлок продолжает обдумывать окружение жертвы и ее брата. Миссис Хадсон чисто по-женски болтает рядом насчет шоу Конни и ее косметических подтяжек. Джон приходит к выводу, что заражение умершей произошло через кошку и ее когти. Он вызывает Шерлока, но тот с выводами не согласен и рассказывает правду. Довольно по-доброму, и даже признает, что сам сначала сделал такой вывод, но потом отмел его как неверный. Убийца — слуга Рауль. Джон разочарован.
В полиции Шерлок посвящает Лестрейда и Джона в подробности. Джон понимает, что тот давно знал, кто убийца (имхо, еще при первом осмотре тела: нам сразу показали — глазами Шерлока — следы от инъекций ботокса) и возмущен, что Шерлок не торопился это озвучивать. Шерлок самоуверенно говорит, что им дали 12 часов, и он знал, что успеет. Слишком самоуверенно... Звонок старушки, но вместо того, чтобы сказать, где она находится, она начинает описывать голос того, кто отдает приказы. Ее обрывает выстрел. Шерлок медленно опускает телефон.
Репортаж по ТВ о взрыве, погибло 12 человек. Шерлок говорит, что этот раунд он проиграл. Пусть технически и раскрыл дело, но... он не заканчивает предложение. И потом добавляет, что все дело в том, что старушка начала описывать этого человека (к чести сказать, Шерлок во время разговора пытался ее остановить и спасти, но старушка его не послушала). Джон пытается понять мотивы "подрывника", и Шерлок объясняет, что тот просто хочет развлечься. Джон в отчаянии бросает, что они — 2 сапога пара.
Джон: There are lives at stake, Sherlock – actual human lives… Just - just so I know, do you care about that at all? У вас на кону жизни, Шерлок, реально существующих людей! Они тебя вообще хоть как-то волнуют?
Шерлок: Will caring about them help save them? Волнение поможет спасти кого-нибудь?
Джон: Nope. Нет.
Шерлок: Then I’ll continue not to make that mistake. Тогда я и дальше буду избегать этой ошибки.
Джон: And you find that easy, do you? Так тебе легче, да?
Шерлок: Yes, very. Is that news to you? Да, намного. Для тебя это новость?
Джон: No. No. Нет, не новость.
Пауза. Шерлок внимательно смотрит на Джона.
Шерлок: I’ve disappointed you. Ты во мне разочарован.
Джон: That’s good – that’s a good deduction, yeah. Хорошая дедукция, да.
Шерлок: Don’t make people into heroes, John. Heroes don’t exist, and if they did, I wouldn’t be one of them. Не превращай людей в героев, Джон. Героев нет, а будь они, я из другой оперы.
Да... Шерлок отлично понимает, что Джон в определенной степени его ставит на пьедестал — и блог тому подтвержение. А он не супермен, он просто человек с необычными способностями. Но хорошо, что он может сказать это Джону. Он уже достаточно ему для этого доверяет. Хотя... не зря ли?
На розовый телефон приходит новое сообщение. На фото береговой вид на реку. Шерлок просит Джона покопопаться в газетах... но Джон не реагирует, стоит с опущенной головой. Шерлок спокойно комментирует.
Шерлок: Oh, you’re angry with me, so you won’t help. Not much cop, this caring lark. А, обидчивый — мне не помощник. Что за сыщик с таким нежным сердцем?
Бьет точно по болевым точкам:-P. Джон молча пожимает плечами, шмыгает носом и садится листать газеты. Поможет. Куда он денется? Это с одной стороны.
С другой, у меня такое ощущение, что это разговор — водораздел. Что, по его окончании, Джон в общем и целом принимает Шерлока. Нет, ему, конечно, многое не нравится в поведении друга, и он периодически начинает ему выговаривать, но это уже не влияет на принятое где-то здесь глубинное решение оставаться другом Шерлока несмотря ни на что.
Ладно, дальше. В газетах ничего не находится, у Лестрейда тоже. На берегу находят труп. Шерлок осматривает тело, потом Джон. Шерлок внезапно говорит о поддельной картине и Големе. Лестрейд, по-моему, готов его уже потрясти за шкирку. Шерлок тоже начинает злится, что никто ничего не понимает. Я тащусь от джоновского "Хватит, хватит, девочки, успокойтесь"))).
Джон уверенно просит Шерлока объяснить. Шерлок повинуется и объясняет, что убитый работал в охране галереи, где выставляется картина. "Фантастика," — искренне восхищается Джон. Хотя надо сказать, что в данной сцене он во многом ловит мысль Шерлока (в отличие от лестрейдовских "выстрелов наугад"). "Позерство", — с сарказмом отвечает Шерлок. Но в лице безошибочно мелькает наслаждение игрой.
Едут в такси. Шерлок с беспокойством говорит, что противник почему-то нарушает схему и не звонит. Ему нужно больше информации. Пишет записку (Джон вытягивает шею, чтобы прочесть), заворачивает ее в купюру. Останавливает такси, идет на смотровую площадку и отдает записку в купюре бездомной. Возвращаются с Джоном в такси. "У тебя есть деньги?" Ха.
Шерлок выходит из такси около галереи и отправляет Джона домой к убитому охраннику. Джон расспрашивает даму охранника, узнает про увлечение астрономией, взлом и звонок профессора Кентц. По окончании разговора Джону приходит смс от Майкрофта. Говорил ли он уже с девушкой Эндрю Веста? Джон в качестве сыщика нарасхват!
Шерлок и кураторша галереи. Он говорит, что знает о поддельной картине. Бенедикт в фуражке и форме очарователен)).
Джон и девушка Эндрю Веста. На выходе они сталкиваются с ее братом Джо. Джон подъезжает на такси на Бейкер-стрит, и Шерлок уже на улице. Джон начинает рассказывать об охраннике, но Шерлок отходит к бездомной, получает ответную записку "Арки моста Воксхолл" и залезает в такси к Джону.
Приезжают к упомянутому мосту. Идут под ним, Шерлок замечает, как красиво светят на небе звезды. Джон улыбается.
Шерлок: Beautiful, isn’t it? Чудо, правда?
Джон: I thought you didn’t care about things like that. Я думал, тебя такие вещи не интересуют.
Шерлок: Doesn’t mean I can’t appreciate it. Это не мешает воздавать им должное.
Они уходят в глубину, в какие-то катакомбы. Шерлок в конце концов объясняет, что это место сбора бездомных, услугами которых он пользуется. Они видят Голема, но подойти не успевают, тот уезжает. Шерлок расстроен, но Джон предлагает все-таки поискать профессора Кентц, а там, возможно, найдется и Голем.
Планетарий. Голем нападает на профессора Кентц. Беготня по планетарию и драка. Какой рост у актера-Голема! Наверное, метра 2, а то и больше. Джон пытается спасти Шерлока, но без особого успеха.
Шерлок, Джон, Лестрейд и куратор галереи. Шерлок настаивает, что картина — подделка. Звонок по мобильнику. Шерлок пытается "сдать разгадку", но в ответ молчание. Он вынужден обещать рассказать подробности, но детский голос дает ему только 10 секунд. Джон в ужасе прижимает руку ко рту. Шерлок требует у кураторши ответ, но сразу отказывается: он знает, что это игра с ним и чужой ответ может все испортить. На последних секундах он угадывает (и опять прорывается его восторг по поводу красоты загадки). Отсчет остановлен, ребенок спасен. Шерлок объясняет насчет звезды (вот тебе и серость насчет вращающейся Земли!) Джон в искреннем восхищении). Но ему опять смс от Майкрофта — тот его торопит.
Шерлок и Лестрейд раскалывают кураторшу. Шерлок выражает интерес только раз — когда речь заходит об организаторе. Кураторша называет его имя — Мориарти, и Шерлок ме-е-едленно расплывается в улыбке.
Джон разговаривает с путевым обходчиком и наконец понимает, что тело Эндрю Веста подкинули к рельсам. Шерлок появляется словно из ниоткуда и признает, что "шел по следам". Шерлок ведет Джона в квариру Джо, брата пассии погибшего Веста. Тот во всем сознается и возвращает флешку. Шерлок и Джон спорят насчет "подрывника". Шерлок убежден, что это еще не конец: жертв только 4, а сигналов изначально было пять. Игра еще не окончена.
Бейкер-стрит. Шерлок смотрит какую-то ерунду по ТВ и кричит на телек. Дружеская перекидка. Джон уходит к Саре и напоминает Шерлоку про остатки ужина в холодильнике. Заботливый, блин. Шерлок обещает купить молока (потому что Джон уходит к подружке?). Джон пользуется моментом и просит купить еще фасоли. Джон за порог, Шерлок открывает ноут и предлагает Мориарти флешку с чертежами. "Бассейн. Полночь".
Шерлок появляется в бассейне и говорит невидимому Мориарти, что отлично понимает: все это было ради того, чтобы отвлечь Шерлока от поисков флешки. Выходит Джон в теплой куртке. Честно говоря, когда я в первый раз смотрела, то уже настолько ошалела, что в первый момент решила, что а Джон и есть Мориарти б) Джон решил разыграть Шерлока. Увы. Джон раскрывает куртку — под ней бомбы. Вот и последняя жертва, пятая. И тут на лице Шерлока уже никакой улыбки. Джон повторяет слова Мориарти, который обещает остановить его сердце. Это последние слова Джона-ретранслятора, за которыми следует появление живого Джима. Шерлок берет его на мушку. Мориарти начинает говорить. Шерлок в какой-то мере восхищен им. Консультирующий преступник. Его альтер-эго. Единственное мгновение азарта. Все, дальше ожесточенный голос и желание пристрелить Джима. Спрашивает, в порядке ли Джон.
Джон кивает и в первый же удобный момент бросается сзади на Джима. "Шерлок, беги!" Жертва собой, конечно т.к. они бы взорвались оба. Шерлоку бежать даже в голову не приходит. А потом на его лице начинает мелькать прицел снайпера. Джону приходится отпустить Джима. Хотя сам Шерлок пистолет даже не опускает.
Знаменитый разговор:
Шерлок: Oh, let me guess: I get killed. Убьешь меня. Загадка легкая.
Мориарти: Kill you? N-no, don’t be obvious. I mean, I’m gonna kill you anyway some day. I don’t wanna rush it, though. I’m saving it up for something special. No-no-no-no-no. If you don’t stop prying, I’ll burn you. I’ll burn the heart out of you. Да что ты! Ну, ну.. не столь примитивно. Убью, конечно — потом когда-нибудь. Я не хочу торопиться. Я подожду особенного случая. Нет-нет-нет. Не кончишь соваться, я тебя сожгу. Я тебе сердце выжгу.
Шерлок: I have been reliably informed that I don’t have one. Из проверенных источников известно, что у меня его нет.
Мориарти: But we both know that’s not quite true. Но мы оба знаем, что это не совсем так.
Да. Джиму откуда-то известно, что если убить Джона, то можно выжечь сердце Шерлоку... Но не сейчас (привет, Рейхенбах). Мориарти уходит, справедливо полагая, что стрелять ему в спину Шерлок не будет.
У Джона подкашиваются ноги, Шерлок сдирает с него куртку с бомбой. Джон вынужден присесть на корточки у раздевалки.
Потрясный разговор:
Шерлок: All right? Are you all right? Ты в норме? Отвечай!
Джон: Yeah-yeah, I’m fine. I’m fine. Sherlock. Sh-Sherlock! Jesus. Oh, Christ. Да, в норме. Да. Все отлично, Шерлок. Ш-шерлок! О, черт возьми.
Джон: Are you okay? Ты сам-то как?
Шерлок: Me? (А-а-а... начисто забыл о себе!) Yeah, I’m fine, I’m fine. Fine. That, er... thing that you, er, that you did; that, um... you offered to do. That was, um... good. Чудно, прекрасно. Прекрасно. Это... то, что ты... то, что ты там... то, что ты там намеревался... Здорово.
Растерянный, не вяжущий слов Шерлок, у которого срывается голос и трясется рука с пистолетом (последнее, кстати, можно отнести ко "второму слою" т.к. в глаза это определенно не бросается)! Чего он так изумляется? Он же сам Джона другом считает, а обратного почему-то не ждет.
Джон: I’m glad no-one saw that. Хорошо, что никто не видел...
Шерлок: Hmm? М?
Джон:... You, ripping my clothes off in a darkened swimming pool. People might talk. Как ты срывал с меня одежду посреди ночи в пустом бассейне. Пошли бы разговоры.
Что бы я делала без юмора в этом сериале! Давно бы сошла с ума!
Шерлок: People do little else. Ну, разговоры всегда ходят.
Оба улыбаются. Но в этот момент по груди Джона и шее Шерлока снова начинает бегать огонек прицела. Джим возвращается. Он не может оставить их в живых.
Шерлок смотрит на Джона, тот слегка кивает. И Шерлок наводит пистолет на отброшенную куртку с бомбой...
Конец.
Ничего себе финал сезона! Правда, Рейхенбах в этом смысле еще хуже.
Итого: Имхо, зря Шерлока упрекают в бесчувствии. Он совершенно естественным образом реагирует на решаемые загадки. Всегда беспокоится. Всегда думает о людях. Всегда старается уменьшить ущерб и спасти людей. Азарт, конечно, не сильно приятно выглядит, но у каждого есть свои слабости... Шерлока да, пробивает на азарт почти в любой ситуации, но он уже учится скрывать его. С Джоном по-прежнему идет притирка. Доверия стало заметно больше, Джон уже довольно хорошо знает Шерлока, хотя тот по-прежнему себе на уме. Но зато уже явно приспособился играть в паре. Они оба приспособились. Джон от выстрела через 2 окна дошел до готовности пожертвовать своей жизнью. Шерлок не готов признать, что у него есть сердце... пока кто-то не ткнет его носом.