Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:02 

Выброс эмоций про 4.2

petergirl
Не в Обзоры

Серия во мне кипит, булькает и не желает успокаиваться. Попытаюсь оставить эмоци здесь, авось поможет. Столько слоев, как матрешка. "Двойной блеф? Тройной блеф??"
Итак. Не по порядку, просто впечатления, которые будут добавляться.
Начну с единственного темного пятна серии - Джон, бьющий Шерлока в морге. Это ужас, кошмар и сквик. Даже при всем при том, что головой я понимаю - этот эпизод был частью плана Шерлока по всем причинам, но видеть это очень тяжело. Снова слетевшая маска цивилизации и полная потеря самоконтроля. В таком состоянии он мог и убить Шерлока, он же ничего не соображал. А очнувшись, себя возненавидел. И ушел, зайдя попрощаться. Я бы не удивилась, если бы в этот момент он пошел бы на суицид. Который, кстати, они всю серию постоянно поминают. В общем, это главное эмоциональное впечатление от сцены. Дальше небольшой разбор.
Шерлок подошел к решению проблемы "спасти Джона Ватсона" со всей основательностью. Он все продумал от и до. И сцена в морге (не считая "ошибки" с Фейт) была им однозначно предусмотрена. То, что сказала Мэри - что Джон не примет помощь ни от кого, собственно означает, что он полностью закрыл свое горе, злость и эмоции в себе. Типично для военных, кстати. В морге Шерлок хотел вытащить из Джона то, что он прятал в душе. Да, жертвуя собой в прямом смысле, да, рискуя получить серьезные травмы. Да. Но это было его решением. "Я убил его жену" вообще явно играло двойную роль - было сказано, чтобы добраться до души Джона (и как же больно ему было слышать ответ you did!) и одновременно для того, чтобы Смит поверил в его желание умереть. Помнится, мне аж поплохело, когда я подумала, что Шерлок в больнице из-за избиения Джона - в переводе было что-то вроде "у него тяжелое состояние, но он сильный" - но глянув в оригинал, я поняла, что к счастью, дело не в этом "And yeah, he's made a terrible mess of himself, but he's awfully strong" говорит медсестра. "Довел себя до кошмарного состояния" не может относиться к избиению никак. Так что речь идет, как в конце говорит Шерлок о "Malnourished, double kidney failure, and frankly, I've been off my tits for weeks." Однако это по любому означает, что Шерлок пожертовал своим здоровьем, чтобы вытащить Джона из горя. Чем он только ради Джона не жертвовал, господи...
По поводу Джона и его поступка. Скажу честно, подобное было одним из моих самых больших опасений еще задолго до съемок. Просто потому что вернувшиеся из "горячих точек" военные склонны к агрессии. Я очень боялась, что Джон выкинет что-то подобное - логика мне подсказывала, что такое может быть. Реальность оказалась одновременно и хуже, и лучше. Хуже - потому что мне и в страшном сне не могло привидиться, что жестокость Джона может обратиться на Шерлока... хотя это да, ужасающе логично - потому что Шерлок ему самый близкий. Лучше же - потому что все оказалось в определенной степени контролируемо и вообще было снято так, что... простилось. Шерлоком. Очень заметно пострадавшим Шерлоком (глаз с кровоизлиянием на белке - жуть). И как сказал об этом сам Джон, ему - Джону - с этим жить. Не только со смертью Мэри, но и с тем, как он поступил с лучшим другом.

Далее. Они показали Джона с надломившейся психикой. Не сошедшего с ума, но настолько сильно на грани, что его психика не может обойтись без определенного "костыля". Мэри, которую он везде видит... нет, это не шиза, а способ психики справиться с горем, что-то вроде "воображаемого друга", которые на западе считаются у детей нормой. Я об этом читала и раньше, и даже переводила в фике про "уязвимость". Это то же самое, что голос Джона в голове Шерлока в "Катафалке" (хотя, наверное, все же не совсем т.к. у Шерлока Джон всегда был частью Чертогов). The coping mechanism. Из этой же серии блокирование памяти и/или диссоциация личности при насилии. У Джона глубокая психологическая травма, его психика не справляется с реальностью... Мне всегда казалось, что именно у Шерлока психика уязвимей т.к. она тоньше, но оказалось, что надломился именно Джон. И не могу не вспомнить, как же был прав Шерлок, когда помирил их с Мэри после ее выстрела. Он тогда был прав, прозорлив и очень мудр. Мэри была не права, когда считала, что правда о ней убьет Джона, но вот ее потеря действительно могла бы его убить - и убила бы, вероятно, если б не Шерлок.
Однако Мэри здесь не ангел с небес, а определенно часть психики Джона, принявшая ее облик. Сначала это не так заметно, но достигает кульминации в конце с прозрением насчет Ирен. Это именно Джон шокируется насчет Женщины, никак не Мэри. Да, ее словами, но это четко он.
Шерлок. Вот теперь я верю тому, что говорил ранее Моффат. Что "очеловечивание" дает Шерлоку то, что он может использовать в своей работе детективом. Просчитывание человеческого поведения! Он просчитывает и управляет другими людьми, как ему надо. Он получил мощное, могущественное оружие. Хорошо, что он - не Мориарти:eyebrow:. Но какую сложную и красивую схему он создал! Понятно, что за костяк бралось поведение Джона - и с таким расчетом, чтобы заставить его пройти весь путь выхода из горевания. Джона, которого он знает лучше всех. Джона, на которого нанизывались остальные, как на суровую нитку. Это было жутчайше красиво. И я уверена, что Шерлок 1-2 сезонов на такую многоходовку был не способен. А здесь не было ни одного случайного или непродуманного шага. Шерлок точно знал, что сделает Джон дальше и использовал это на благо другу. А заодно и Смита поймал.
"Шесть Тэтчер" оставляли тягостное ощущение, что Шерлок очень винит себя в смерти Мэри. Но, как оказалось, все же не настолько. На самом деле разговор с миссис Хадсон насчет "Норбери" это показывает. Однако он все равно переживает. И ему дико больно, когда Джон подтверждает "ты убил ее". Да, судя по всему, он отлично знает, почему Джон так говорит, но больно от этого не меньше. Зато, когда Джон говорит в конце "ты ее не убивал" - лицо Шерлока очень напоминает "вагонную сцену" в "катафалке". Там он слушал "я тебя прощаю" с вящим изумлением на лице - здесь он не так, чтобы прямо удивляется, но видно, что эти слова для него - неожиданность. И так же видно, как ему было НУЖНО, чтобы Джон это сказал. Нужно это завуалированное прощение несуществующей вины. Эту рану тоже нужно было залечить. Рану Шерлока, нанесенную смертью Мэри.
Объятия - это просто :heart::heart::heart:! И они могли быть только такими - неловкими, но уверенными. И отреагировал Шерлок на "Мэри", с которой Джон разговаривал. Как потрясающе играет это без слов Бенедикт:heart:! Да, вот такого Шерлок не предусмотрел. И отреагировал инстинктивно. Вот это прямо чувствуется: как будто он двигается не по собственной воле, а руки-ноги сами по себе.
Вообще Шерлок в этой серии такой... безмерно доверяющий. И в начале, и в конце. Как он просит Джона о помощи с расследованием! Ни тени дискомфорта. И как в конце требует заботы:heart:. Он свой, он дома, он в безопасности:ura::ura::ura:. Правда, боюсь, это ненадолго. Впереди ведь 3-я серия.
Смит у меня неожиданно вызвал четкую ассоциацию с "Воспламеняющей взглядом". Был там такой персонаж Рейнберд. Джон Рэйнберд был миролюбивым человеком. Он был в мире почти со всеми — с Кэпом, Конторой, Соединенными Штатами. В мире с богом, сатаной и вселенной. И если он до сих пор не был в мире с самим собой, то лишь оттого, что миссия его пока не окончилась… За его спиной много удачных дел — на нем немало почетных шрамов. Неважно, что люди отворачиваются от него со страхом и отвращением. Неважно, что он потерял глаз во Вьетнаме. Сколько ему платят — также неважно. Большую часть денег он тратил на ботинки. Он очень любил ботинки. (Его отца похоронили босым. Кто-то украл мокасины, приготовленные для похорон.)
Если не считать ботинок, Джон Рэйнберд интересовался двумя проблемами. Одна из них — смерть. Его собственная смерть, разумеется. Он готовился к ее неизбежности не менее двадцати лет. Иметь дело со смертью — единственное постоянно занятие, в котором он преуспел. Становясь старше, он интересовался смертью все больше и больше, подобно художнику, все более интересующемуся интенсивностью и уровнем света, писателю, занятому характерами и оттенками смысла, которые он познает на ощупь, словно слепой, Читающий по шрифту Брайля. Его больше всего интересовал уход… сам отлет души… уход из тела, из того, что люди считают жизнью, и переход в какое-то другое состояние. Что ты должен чувствовать, когда уходишь навсегда? Кажется ли это сном, от которого ты очнешься? Ждет ли там дьявол из христианской религии, готовый проткнуть твою вопящую душу вилами и потащить ее в ад, словно кусок мяса на вертеле? Ощущаешь ли ты радость? Знаешь ли ты, что уходишь? Что видят глаза умирающих?
Рэйнберд надеялся, что получит возможность узнать все сам. В его профессии смерть зачастую наступала быстро и неожиданно. Мгновенно. Он надеялся, что у него будет время подготовиться к собственной смерти и все прочувствовать. В последнее время он внимательно, с надеждой найти тайну в глазах, всматривался в лица людей, которых убивал. Смерть очень интересовала его.

От Эвр одни непонятки. Сестра-маньяк? И за каким фигом ей убивать Джона? Интересно, кого вычислил Шерлок по листочку в самом начале? Вот та несчастная женщина, наносящая себе порезы и готовая совершить самоубийство - это Фейт или Евр? Или их смесь, но как тогда ее разделить? В конце Эвр перечисляет имена - она ставит их в порядке возраста? Эвр - Майкрофт - Шерлок. Т.е. она самая старшая? Зачем она приходила к Шерлоку в качестве "леди в красном"? Хотела просто повидаться с братом и была рассержена/расстроена, что он ее не узнал? Начиная с улицы и дедукций Шерлока она смотрит на него очень растерянно. Кстати, сама история "Леди в красном" мне что-то напомнила "Дело необычной квартирантки". Там Холмс тоже спасает женщину от самоубийства. Правда, менее радикальным способом, чем здесь.
Еще у меня временами было стойкое ощущение, что эта серия - вариант "Этюда" через который красной нитью идет мысль о самоубийства. В большой степени это потому что, когда Шерлок понимает, что "леди в красном" хочет совершить самоубийство, они показывают воспоминание о Джоне из 1.1 - как он, хромая, уходит от дома погибшей "женщины в розовом". Неужели они намекают, что Джон в то время был близок к самоубийству???
Шерлок, я думаю, сестры не помнит. Он пересказывал Джону сказку о "Восточном ветре", который его унесет, явно не имея никаких ассоциаций с именем сестры. Могу предположить, что она чем-то покалечила Шерлоку психику и ее изолировали. А Шерлоку тем или иным способом подавили о ней воспоминания (если бы он сам забыл, то Майкрофт не стал бы напоминать, рассказывая эту сказку). Если сюжет будет связан с чем-то подобным, то вероятно это и есть "история, которую мы рассказывали с первого сезона", как говорили Моффисы. История о травмированном, одиноком Шерлоке, который под воздействием дружбы Джона постепенно оттаивает и, обретя наконец в этой серии под ногами твердую почву", наконец способен разобраться с теми демонами, что все это время скрывались у него внутри. В данный момент мне видится это так:).
Ну и напоследок мысли на заметку. После трейлера 3-ей серии мне думается, что I love you - это код к двери. Там был кадр из бункера, где Шерлок сидит внутри какого-то помещения и рядом коробка, Джон с пистолетом стоит в дверях, а за ним виден Майкрофт. Возможно, в сценах в бункере Шерлок стоит перед дверью, которую надо открыть и пытается вспомнить/вычислить код.
Среди треков 2-ой серии есть трек под названием Who I Want to Be - это музыка Джона, который говорит "Мэри": Ты видела меня таким, каким я хотел быть (That's the whole point. Who you thought I was... is the man who I want to be.") И потом идут обьятия. Я еще вчера, до серии, обратила внимание, что это название странным образом сочетается с последним треком 3-ей серии "Who You Really Are". Я подумала, что речь идет о Шерлоке и его воспоминаниях. Но получается, это связано с Джоном? Или просто совпадение.
Пока это все.

@темы: серия 4.02, Sherlock

URL
Комментарии
2017-01-10 в 01:18 

Dame Pelagia
Очень приятный и... добрый разбор, спасибо!
Но я все же не понимаю, с какого перепугу Шерлок навешивает на себя (а Джон на него) вину за смерть Мери?! :nope:
Он ведь не виноват, что он не Господь Бог и не госпожа Судьба? Прыгнула-то она сама, ее был выбор!!
Ну вот никак не улавливаю этого момента... :confused:

А вообще - очень радует наличие таких отзывов - взвешенных и добрых! :rotate:

2017-01-10 в 01:30 

petergirl
Я рада, что понравилось:).

Но я все же не понимаю, с какого перепугу Шерлок навешивает на себя (а Джон на него) вину за смерть Мери?!
Он ведь не виноват, что он не Господь Бог и не госпожа Судьба?
Ну вот никак не улавливаю этого момента...

Если даже абстрагироваться от того, что он реально Норбери разозлил и вовремя не остановился, то это, в общем-то, типичная реакция переживания горя. 3-я стадия.
http://solodovnikova.org/content/utrata-poterya-rasstavanie-etapy-perezhivanij
Я сама это переживала полтора года назад, когда умерла любимая собака от рака. В момент ее смерти знала, что сделать ничего не могу, а потом как накрыло... Это иррационально. И да, лучше, чтобы кто-то вслух сказал, что ты не виноват.

URL
2017-01-10 в 01:54 

Dame Pelagia
Ну, у меня отец (очень-очень добрый и любимый) болел неоперабельным раком 5 лет, с соответствующим финалом, и я за ним все это время ухаживала, и жили мы вместе...
И... вот интересно, у моей матери все разыгрывалось по этой схеме, на которую вы дали ссылку, а у меня - все не как у людей, перпендикулярно как-то переживалось.
Я все время пыталась идти вперед и всех тянуть. а семейство на мне висло...
Поэтому мне и трудно понять стандартный вариант. У меня опыт какой-то совсем другой был...
Но приходится поверить, что стандартный вариант выглядит вот так...

2017-01-10 в 01:58 

petergirl
Разные люди, разные потери. У меня эта была не единственная - и все проходили по разному. Очень по разному. Мне кажется, именно последняя только и шла стандартно, как по учебнику. Хотя сравнивать трудно.

URL
2017-01-12 в 11:33 

Леди Шемрок
Тема суицида опять пошла неоновыми буквами. Эх, Моффат...

2017-01-12 в 11:50 

petergirl
Леди Шемрок, причем там, откуда совершенно не ждали.

URL
2017-01-12 в 12:04 

Леди Шемрок
petergirl, Я меня был почти готов пост про суицид и наркоманию. Эти две линии прут таким ярким красным цветом, что хоть стой, хоть падай. В каждой серии обязательно есть суицидники и наркоманы. Да даже турист, убитый бумерангом. Непреднамеренное самоубийство. Но потом я решила, что это чересчур, натягивать таких сов на глобус АКД. Но что я вижу в 4 сезоне. Это жесть. Опять пришли к этому, причем нас ейной мордой в харю тычут...

2017-01-12 в 12:13 

petergirl
Леди Шемрок, мне не кажется, что они все это время делали такое специально (хотя да, наверное, слишком часто эти темы затрагивали), но вот перед 4-тым сезоном явно оглянулись назад и выдвинули все на передний план. Чтобы жизнь нам маслом не казалась:apstenu:. Как будто мало всего остального.

URL
2017-01-12 в 12:17 

Леди Шемрок
petergirl, Я собрала все в одну кучу и ужаснулась. Такое количество суицидов на час экранного времени...
Может, все-таки напишу...

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

I'm Sherlocked

главная