petergirl
Пытаюсь собрать мозги в кучку после пересмотра... Подробный отзыв буду писать, наверное, только уже по окончании сезона, а это так...
Для начала: похоже, надо обнулять все, что было известно с сетлока и от актеров. Моффисы на этот раз подготовились, как агенты 007 и нагородили столько вранья, втянув всех актеров, что просто ах! Но меня это как раз радует:). Значит, передо мной практически чистый лист.

Теперь собственно о серии. Основные ощущения - как после просмотра "Невесты", когда Холмс поначалу выглядел и двигался очень непривычно, но потом, когда уже знаешь "куда смотреть", все выглядит уже нормально. И здесь тоже. Странный, дерганный Шерлок в начале казался очень непривычным, но к концу все замедлилось до нормальной скорости. А при пересмотре вообще выглядит прочти нормально.
Да, он изменился. Теперь резкость, ломанность линий сочетается с мягкостью и какой-то... ну, не скажу мудростью, но уверенностью. Не чувствуется больше внутренних метаний. Он теплый, полностью погрузившийся в сантименты - в отношения с людьми. Он и с миссис Хадсон тоже иначе себя ведет. Да даже дверьми хлопает перед носом у полицейских иначе!
Изменился и Джон. "Кобелинность" меня даже как-то не очень удивила (ну, отчасти сыграли роль поздние спойлеры про temptation, хотя не только. Я сразу вспомнила, как в свадебной серии Джон отвечал про "однодневку" на вопрос Шерлока: "Ответ лежит на поверхности! Он - мужчина"). Хотя далеко он не зашел, остановился. Но чтобы утопнуть от чувства вины ему этого за глаза и за уши хватит. И на самом деле этот самый флирт - бледная тень Джона Ватсона "Три континента" из предыдущих сезонов. "I'm more of a "knackered with weary old eyes" kind of guy." Он чувствует себя старой развалиной.
Самый мудрый в серии - Майкрофт. Он сразу говорит Шерлоку, что Мэри спасать бесполезно и от судьбы не уйдешь. Знает это и сама Мэри. У меня вообще ощущение, что она практически совершила самоубийство. Когда она поняла, что за ней охотятся - пусть и "не в Самарре", как оказалось - она сразу записала видео и надписала его так, чтобы Шерлок гарантировано не прошел мимо. Она знала, что ее вот-вот убьют. И я думаю, решила, что заслонить Шерлока - не самый плохой способ погибнуть.
UPD. Не, Аманда говорит, что не самоубийство. Ну ей виднее.
"But I don’t think she did it in order for herself to get shot. I think it was just an accident. You know, she just got hit by the bullet. I don’t think she planned on sacrificing her own life. I think she just wanted to move him out the way and she got caught in the crossfire.
— Amanda Abbington, Masterpiece PBS"
Собственно, разумеется, Мэри не хотела умирать. Но, имхо, считала это очень вероятным.
"Сойди в ад" - я думаю, имеется в виду, что Джон после ее смерти окажется в аду, куда Шерлок должен будет спуститься за ним.
Сама смерть обыграна так, что воспринимается довольно спокойно. Ну, мной, по крайней мере. Воющий Джон... жутковато и есть чувство, что он вот-вот сорвется. И он срывается - на Шерлока. "Ты обещал!" Вот недаром у меня в 3-ем сезоне было чувство, что он Шерлока считает то ли бессмертным, то ли волшебником! Я думала, мне кажется, но нет. Он действительно... верил в это. И все потерял.
Нет, я разумеется, не виню Шерлока. Хотя есть и его косвенная вина, и вина Джона, и вина Мэри... но я не могу винить никого. Серия действительно оставляет ощущение предопределенности, как будто, сколько ни старайся, все равно окажешься там, где запланировала судьба.
Кстати, они немного сменили "историю" Мэри. Разумеется, моя надежда, что она "выбирала кого казнить", была беспочвенна. Деньги и только деньги. С другой стороны, они ушли от "чистильщицы" к "разноплановому агенту" (во всяком случае, посла АГРА должна была вытащить оттуда, а не убить). Не могу сказать, что эти изменения сильно повлияли на мое отношение к Мэри. Ее прошлое было и осталось грязным. Особенно "покорило" "они были моей семьей". Угу. Семья, чья привязанность основывается на взаимном страхе обнародования компромата? Не. Грязь и цинизм.
Жалко Джона. Как он раскачивается в конце, перед сценой Шерлока и Эллы! Горе захватило его целиком. И то, что Шерлока он не подпускает, вполне понятно. Больно для Шерлока, но понятно.
На самом деле, это что-то вроде второго Рейхенбаха. Только уже без чудесного спасения. И Джон понимал, что Мэри умирает, когда ее утешал. Он в какой-то момент сам чуть не сорвался, но все-таки продержался до конца. А потом боль и злость на весь мир. И на того, кто "обещал".
Я не думаю, что Шерлок пришел к Элле ради собственной психотерапии. Будь это кто угодно другой, я бы решила иначе, но Элла же не единственный психотерапевт в Лондоне. С какой бы стати Шерлок пришел именно к ней? Мне кажется, что только потому, что она психотерапевт Джона. Он просто не представляет, как "спасти Джона Ватсона" и потому пришел к ней. Но, скорее всего, действительно рассказал ей правду о том, что чувствует. "Вокруг вас обрушился весь мир", говорит Элла. Не сомневаюсь, что это правда. Мир Шерлока рухнул. Он был слишком самоуверен и в результате потерял одного друга, и вот-вот потеряет второго.
На этом фоне мне неожиданно нравится идея, что следующая серия "Шерлок при смерти". Посмотрим, действительно ли это план Шерлока по вытаскиванию Джона из горя, или так просто распорядилась судьба, чтобы они сблизились на фоне мнимой или действительной болезни Шерлока. И то, и другое будет логично.
Ну и по мелочам. Не поняла, кто увидел в серии бондовщину в сцене драки с Айджеем. Бондовщина была в "Катафалке", а тут Шерлоку, в общем-то, здорово досталось. В разговоре с Мэри (в заброшенной церкви) у него вся щека красная и он периодически держится за ребра. А в разговоре с Майкрофтом у него такой конкретный синяк под глазом. Когда АйДжей рассказывает про пытки ради удовольствия Джон почти ложится на пол, ему явно плохо становится. Что-то личное связано? Потому что просто на упоминание пыток и даже ломания костей он почти не отреагировал.
Понравилась крошечная сцена Шерлока с Рози, когда она в него игрушкой кидает. Продирает до глубины души, когда Мэри просит прощения за выстрел - не сама Мэри, а ответ Шерлока и выражение его лица. Веселит откровенная радость Шерлока при общении с собакой. Интересны детские воспоминания. Понравилось, как Джон Шерлока в крестные тортиком завлекает:-). Откровенно нравится сцена в Марокко, где Мэри входит, а Шерлок с мальчиком играют в "счастливые семьи".
Интересно, неужели Джон собирался Мэри рассказать, что флиртовал с другой? Правда, сомнительно, что она могла не знать. Он телефон не прятал, не скрывался.
Теперь понятно, откуда Майкрофт знал про прошлое Мэри, но не очень понятно, почему он не попытался Джона остановить в самом начале. Неужели его устраивало, что Джон связался с бывшим агентом-фрилансером? Я понимаю, что на Джона ему было глубоко пофиг, но как-то это... должно было быть небезопасно в свете возвращения Шерлока.
"Шерринфорд" мне кажется местом, а не именем, хотя фиг знает.
Теоретически допускаю, что смерть Мэри может оказаться фальшивкой (и она вновь появится живой в 3-ей серии), но мне все это кажется очень маловероятным.
Ладно, пока все. Может, потом еще допишу. Я пока еще не все переварила.
И еще одно впечатление. Моффисы в этой серии словно очень сильно оттолкнулись от окончания третьего сезона и послали ШД далеко вперед. А это была, между прочим, еще вводная, более легкая серия. Что-то будет дальше...

@темы: Sherlock, серия 4.01