17:50 

Мои отзывы по сериям - 1 часть (Этюд)

petergirl
Вступление
или с чего все начиналось


Мое первое — и неудачное — знакомство с "Шерлоком" состоялось еще в его первую премьеру на "Первом канале". Тогда меня совершенно не вдохновила идея осовременивания Шерлока Холмса, и еще более дикой мне казалась мысль, что на таком сюжете можно показать тесную дружбу. Я поглядела тогда отрывки (до сих пор в памяти болтаются сцены из первых двух серий со впечатлениями того времени), пожала плечами и забыла.
Второй звоночек случился уже перед премьерой 3-го сезона, когда Kil_Rain рассказала мне, что смотрит этот сериал и ждет новых серий. Я честно вспомнила, что уже видела отрывки и не испытала особой приязни, снова посмотрела на главных актеров — Бенедикт произвел неприятное впечатление, улыбка показалась инопланетной и злой, холодной, хищнической. Причем фото из жизни показались еще хуже, чем из сериала. Пожалуй, тогда меня остановило именно это — не будь этой неприязни, я бы все-таки наверное попробовала посмотреть. Но я не стала.
Бог любит Троицу. Третье и уже прорывное знакомство состоялось, как ни странно, из-за сбитого на Донбассе "Боинга". В первые дни в интернете ходила совершенно дебильная версия про то, что в самолете были мертвецы из пропавшего в марте самолета. Бред сивой кобылы, конечно. Но я читала форумы, и эта версия мне постоянно попадалась. И вот в какой-то момент я прочитала фразу, что, мол "мне это напомнило серию из "Шерлока", где Майкрофт привел Шерлока в самолет, полный трупов". Я заинтересовалась:). Правда, я была уверена, что суть в том, что "Майкрофт привел Шерлока в самолет, полный трупов — и попросил заняться расследованием" — что меня, собственно, и привлекло (что Майкрофт привлек Шерлока к расследованию).
В общем, решила попробовать глянуть — уже не могла больше читать новости, поняла, что надо как-то отвлечься. Стала искать, в какой же серии вышеупомянутый сюжет, и не нашла (что предсказуемо;-)), но пока искала, осознала, что чисто внешне Бенедикт уже не вызывает былого отторжения;-). Скачала, стала смотреть и пропала:heart::heart::heart:.
Далее. Эти заметки изначально я писала для Kil_Rain — и заняло это почти год. Я, конечно, не думала, что получится так долго. Но мне хотелось посмотреть повнимательней, сопоставляя с оригиналом, и с каждой серией это занимало все больше времени. Плюс мое отношение с каждой серией все усложнялось, в конце уже чуть ли не каждая сцена вызывала сложные эмоции. В результате первые серии расписаны более восторженно, а в последних получился сплошной анализ. Я постаралась отредактировать, насколько могла, но прущие эмоции обухом не перешибешь, так что, что есть, то есть.
Дисклеймер. Я не претендую ни на какую истину и, тем более, в последней инстанции. Заметки — мои личные впечатления, и анализирую я во многом больше собственные эмоции от просмотра, нежели самих героев. Вы предупреждены:).
В тексте достаточно английского оригинала с переводом Первого и часто с моим собственным переводом, который я даю в скобках и снабжаю в конце словом "мое". Я не ставлю своей целью вытащить на свет все ошибки перевода (тем более, что я далеко не на все указываю), просто оригинал довольно сильно влияет на мое впечатление, и потому в случаях расхождения мне приходится приводить его, а не только перевод. Перевод Первого я, кстати, очень люблю — как и вообще художественный перевод.
Курсивом выделены мои впечатления посреди разговора от конкретных фраз.
Также в тексте хоть и не сразу, но будет встречаться моя личная терминология: "Первый слой Шерлока", "Второй слой Шерлока", "Третий слой Шерлока". Первый слой — это когда смотришь взахлеб, ни на что не обращая внимания, просто, так сказать, "ешь что дают", и в голове создается определенная картинка, задуманная авторами сериала. Второй слой — когда смотришь внимательней и часто обнаруживаешь какие-то детали, а часто и противоречия в том, что видишь. Картинка иногда меняется, иногда становится объемнее. Третий слой — когда совершенно осознанно и намеренно отрываешься от того "что тебе дают" и стараешься посмотреть в отрыве от навязываемого впечатления. Картинка может полностью измениться или сдвинуться целым пластом, под которым обнаруживается еще один, новый.
При написании отзывов я смотрела серии либо в переводе Первого с английскими субтитрами, либо в оригинале с ними же. Довольно часто я указываю, где и как именно я смотрела.
И напоследок. У меня есть личная градация "Ватсон" — "Уотсон". Так уж повелось, что Уотсон для меня — серьезный биограф из книг АКД, а Ватсон — смешной доктор с усами из нашего фильма с Ливановым. Ну и в Шерлоке BBC — Watson соответственно всегда тоже Ватсон.

Сезон 1
1.01 "A Study in Pink" Этюд в розовых тонах


Дубляж с английскими сабами. В конце + оригинал с ними же.
Военный кошмар Джона. Изначально мне казалось, что кошмар однозначно о его ранении, но сейчас я уже думаю, что это также может быть и тоска по боевым товарищам.
Психоаналитик настаивает, что у Джона "проблемы с доверием", и он должен рассказать кому-то, что с ним происходит — хоть в блоге. Джон отвечает, что с ним ничего не происходит.
Первая заставка. Она меня еще с первого просмотра очень удивила. В ней практически нет лиц. Только однажды появляется лицо Шерлока вниз головой. Сериал о ненормальном:).
Жертвы принимают пилюли. Пресс-конференция и хулиганство Шерлока. Качественно троллит Лестрейда своим wrong, паршивец.
Встреча Джона и Майка Стамфорда. Джон закрыт, весь в себе, но в отличие от психоаналитика бывшему приятелю говорит, что он уже не тот Джон Ватсон, каким был раньше. Снять с кем-нибудь квартиру в Лондоне?
Джон: Да брось. Кто меня вытерпит?
Майк: Ты второй мне это сегодня говоришь.
Джон: Кто был первый?
Между прочим, это выглядит довольно странно. Почему Джон считает, что с ним сложно ужиться? За все 9 серий они так этого и не прояснили. Понятно, что разговор — отсылка к АКД, но там речь шла исключительно о квартплате:
"— Эх, бедняга! — посочувствовал он, узнав о моих бедах. — Ну, и что же вы поделываете теперь?
— Ищу квартиру, — ответил я. — Стараюсь решить вопрос, бывают ли на свете удобные комнаты за умеренную цену.
— Вот странно, — заметил мой спутник, — вы второй человек, от которого я сегодня слышу эту фразу.
— А кто же первый? — спросил я".
Шерлок лупит труп хлыстом. Прэлестно. И милая Молли, которая меряет его по себе. "Плохой день, да?"
Лаборатория и судьбоносная встреча. Шерлок говорит и двигается на одном дыхании и сбивается только раз, когда Джон — который чувствует себя идиотом, и Майк еще в сторонке посмеивается — ставит вопрос ребром насчет имени и адреса. Подмигивание Шерлока в конце доставляет:-).
Джон возвращается в отель — блин, мне этот интерьер почему-то упорно напоминает психушку:rolleyes:. После странной эсэмэски решает погуглить про Шерлока.
Жертва в розовом принимает пилюлю. Кстати, почему-то у них у всех не 1 штука, а наборчик из 2 (3?) штук во флакончике. Зачем?

Небольшое отступление. "Ты или вы". Поскольку в английском формально нет разницы (you исходно означает "вы"), то в художественном переводе место перехода отдается на откуп переводчику. И переводчик уже решает, когда именно отношения между людьми сближаются настолько, что они переходят "на ты". Из своего опыта: часто это происходит в тот момент, когда люди начинают обращаться друг к другу по имени. Как переводчик, я в этой серии вижу два потенциальных момента, когда Шерлок и Джон могли бы перейти "на ты".
Первый — как раз здесь, когда они приезжают смотреть квартиру:
John: Ah, Mr. Holmes. Здравствуйте, мистер Холмс!
Sherlock: Sherlock, please. Шерлок, пожалуйста.
Второй — после того, как Шерлок сообразил, что в таксиста стрелял Джон.
Жаль, что перевод "на вы" продолжался всю серию до самого конца. И уж финальный-то разговор можно было "на ты" перевести.

Итак, первое появление на Бейкер-стрит. Уверенный, довольный Шерлок. А недоверие Джона к его способностям его задевает. Появление Лестрейда — нашли еще одну жертву, и на этот раз с "запиской". Шерлока прет, он аж подпрыгивает и убегает. Джона бесит собственная немощь. Шерлок возвращается и предлагает ему пойти вместе. Ух, соперничество — глаза в глаза. Вызов "я тоже могу"!
Разговор в машине насчет телефона. Недоверие Джона сменяется восхищением — Шерлок удивлен его реакцией. А Джон по-прежнему чувствует себя чужим на этом празднике жизни. Приехали. Гарри — сокращенно от Гарриет. Шерлок бесится. Злая пикировка с Донован и Андерсоном. Видно, что Шерлок не слишком желанный гость, "незаконный", пробравшийся на место преступления контрабандой. Расследование. Джон включается очень неохотно, а Шерлок злится, что никто не успевает за его выводами. Drama queen, кстати. Соображает на лету, пританцовывает на лестнице, эмоции так и хлещут. Убегает.
Джон с трудом спускается вниз. Шерлок исчез. Донован предупреждает его насчет психов, которым скучно. Не уверена, но мне почему-то кажется, что Джон ассоциирует это с собой — и потому недоверчиво относится к словам Донован.
Похищение Джона Майкрофтом. Ну да, я при первом просмотре тоже купилась, что это Мориарти:-))))))). Классно обставлено:-)))). Джон нервничает в дороге, потом спокойно слушает Майкрофта, но только до тех пор, пока тот не вторгается в личное. Вначале это Джона бесит, но по окончании он чуть ли не впервые широко улыбается — рука-то не дрожит! Намного более уверенный, он даже начинает клеиться к Антее. Возвращается к себе, забирает пистолет и возвращается на Бейкер-стрит.
"Дело на три пластыря". О времена, о нравы! Даже покурить на экране не дают. Наглая попытка использовать Джона — однако эта бестия, вроде бы полностью занятая расследованием — чутко реагирует, когда жертва не подчиняется. И Джон тоже не прост.
John: Just met a friend of yours. Я видел вашего друга.
Sherlock: A friend? Друга?
John: An enemy. Врага.
Sherlock: Oh. Which one? О. Которого?
John: Your arch-enemy, according to him. Do people have arch-enemies? Заклятого, по его словам. У людей бывают такие?
Sherlock: Did he offer you money to spy on me? Он вам предлагал шпионить за мной?
John: Yes. Да.
Sherlock: Did you take it? Вы взяли деньги? (Ты взял деньги? — мое)
John: No. Нет.
Sherlock: Pity. We could have split the fee. Think it through next time. Могли бы прокутить. Думайте в другой раз. (Жаль. [Мы] Могли бы поделить. Думай в другой раз — мое)
Вот он, минус того, что они до сих пор "на вы". Смысл потерялся.
John: Who is he? Кто он?
Sherlock: The most dangerous man you’ve ever met, and not my problem right now. On my desk, the number. Самый опасный из всех людей, но проблема не в нем. У меня на столе номер.
Шерлок откровенно лыбится, когда видит, что Джон его ни в чем не подозревает. После чего полностью включает его в расследование. Интересно, у кого это тут "проблемы с доверием"? По-моему, не у Джона. Шерлок зовет его с собой, но Джон не уверен.
Джон: Сержант Донован...
Шерлок: И что она?
Джон: ...сказала, что вы ловите от этого кайф.
Шерлок: А я сказал "опасно" — и вы уже здесь.
Поймал! Джон матерится и тащится следом:-).
Шерлок приводит его в кафе к "Анджело". Знаменитый разговор про любовные предпочтения. Боже, бедный Лондон, где уже с другом зайти никуда нельзя, чтобы тебя не заподозрили! Хотя Шерлок явно пугается, когда на секунду предполагает, что Джон на него запал. А после отрицания аж благодарит.
Шерлок замечает такси, они с Джоном оба выходят из кафе — и Джон забывает про свою трость. Адреналин побежал по венам. Погоня, где Джон не только не хромает, но и с крыши на крышу перепрыгивает. Несмотря на неудачу, они довольно улыбаются и бегут — уже от полиции.
Бейкер-стрит. Анджело возвращает Джону забытую трость — тот радостно улыбается. Но тут оказывается, что у Шерлока в комнате полицейский шмон. Бесценная сцена — шантаж Лестрейда, глаза Джона, когда тот понимает, что травка-то вполне может быть!
Лестрейд рассказывает о мертворожденной дочери Рэйчел. Рассуждение Шерлока пробито непониманием, как можно столько лет печалиться о потере ребенка. После чего он, глядя в глаза Джону, спрашивает, что тот бы сказал перед лицом смерти. Угу, у бывшего солдата. Ладно, проехали. Продолжение расследования. Как чудесно Лестрейд строит Андерсона: "Андерсон, отвернись!" Шерлока наконец осеняет. "Рэйчел" — пароль. Телефон по GPS отслеживается у 221Б. Шерлок осознает, что убийца — таксист. Он застывает на месте, и Джон чувствует, что что-то не так. Три раза переспрашивает, все ли в порядке. Но Шерлок уже в игре. Он ничего не объясняет и уходит к такси. При виде таксиста он наконец понимает все до конца и улыбается. Однако тот его ловит "на слабо". Джон видит, что Шерлок уезжает на такси, и все сильнее беспокоится.
Лестрейд перед уходом признается Джону, что знаком с Шерлоком 5 лет, но совершенно его не знает. Таксист и Шерлок ведут словесную дуэль в машине. Джон собирается уходить (за Шерлоком?), но в этот момент программа обнаруживает местонахождение злополучного телефона. Он видит, где это, и срывается с места.
Дуэль продолжается в пустом здании колледжа. Как вспыхивают глаза Шерлока, как таксист его совращает, обольщает, пытается зацепить! Но Шерлок держится — и просчитывает таксиста. Джон едет в такси, отслеживая маршрут на ходу, и звонит Лестрейду. Влетает в одно из двух идентичных зданий колледжа.
Шерлок выдает свои выводы таксисту, он его уже не опасается, но... игра все же перетягивает, соблазняет. Он берет пилюлю... Страшная сцена. В лице Шерлока мелькает подросток, а затем взрослый, а потом опять подросток. Господи, гениальная игра! Изумительное перевоплощение! Джон пробегает все здание и понимает, что выбрал не то. Но он видит через окно Шерлока с пилюлей в руке. Выкрикивает его имя, но слишком далеко, не слышно. Шерлок подносит ко рту пилюлю — и бац, выстрел. Подбегает к пробитому окну, но там уже никого нет. Но его волнует только одно: правильно ли он выбрал. Потом практически под пыткой заставляет таксиста сказать, что имя его "спонсора" и фаната Шерлока — Мориарти.
Сцена с одеялом и Лестрейдом. Обожаю, готова пересматривать бесконечно тот момент, когда Шерлок понимает, что стрелял Джон! Эти слегка дрогнувшие брови на собственных словах о стальных нервах! А Лестрейд с его SHERLOCK! и сложенными на груди руками!
Сцена с Джоном, когда тревожное "вы стерли следы пороха с пальцев?" сменяется глупым хихиканьем. Шерлок примеряет на себя партнерство: "Время тянул. Ждал вас". А Джон в ответ называет его идиотом за пилюлю (возвращает, кстати, брошенное ему при расследовании словечко), и Шерлок расплывается в улыбочке.
А потом сцена плавно переходит в Шерлока и Майкрофта. Изумительная сцена между братиками.
Шерлок: Ну что ты приехал?
Ну чего опять приперся, а?
Майкрофт: Как всегда, я беспокоюсь за тебя.

Майкрофт: Ты вечно агрессивен. Тебе не приходило в голову, что мы на одной стороне?
Шерлок: Может, ты удивишься, но нет.
Жест Шерлока неподражаем. Их перекидка, сражение двух барашков! Я таю!
Ну и уходят Шерлок и Джон вместе, и Джон его уже легонько подкалывает. Оба улыбаются!
Майкрофт объявляет наблюдение в активной стадии за обоими.
Конец.
Итог. Измученный депрессией и ненужностью Джон поднимает голову:-), а Шерлок обнаруживает человека, который искренне восхищается его талантами и не считает чокнутым фриком. Причем Джон на уровне интуиции феноменально его чувствует: ведь только его насторожил даже не уход Шерлока, а то, что тот внезапно застыл. А Шерлока ведь не раз осеняло на протяжении серии. Джон его знает менее суток, но у него уже звенит в голове колокольчик "что-то не так". И он ринулся спасать! На свою голову:-).

Дополнительный и очень личный комментарий.
Далеко не сразу, но мне все же пришел в голову вопрос: а каково это жить, когда у тебя в голове идет вот этот дедуктивный процесс? Шерлок ведь не напрягается ни на йоту, вот это аналитическое выстраивание у него идет автоматически, и он лишь иногда его озвучивает. По заявке. Вот каково жить, когда все это у тебя идет непрерывным фоном? Я не Шерлок, даже близко нет, но все же какое-то представление я имею. Поскольку у меня "логический анализ" тоже идет фоном. И это ни фига не забавно. На самом деле, мне чаще всего хочется его выключить. Он безумно мешает установлению отношений с людьми. Потому что... вот общаешься ты с человеком, а какая-то часть твоего мозга все сравнивает и сравнивает его слова, сличает, выстраивает логику. И сигнализирует красным сигналом при несовпадении.
Если исходить из предположения, что Шерлок чувствует что-то подобное, то что вырисовывается? Разум Шерлока отличается тем, что он автоматически, безостановочно все подмечает и просчитывает. Бессознательно. Как говорил Арчи Гудвин у Стаута про свою стенографию: "Этим занимается 1/15 часть моего мозга". У Шерлока, наверное, 1/115, но суть не в этом. Суть в том, что для него это данность, и он другой не знает. Но он с этой данностью живет. Как может. О да, она дает ему некие преимущества, которыми он, естественно пользуется. Но так же и забирает нечто очень важное. Отстраняет от него людей, а людей от него. Потому что невозможно усидеть на двух стульях сразу. Либо ты живешь правдой, которую видишь везде и всегда совершенно помимо своего желания, либо ты эту правду задвигаешь назад ради условностей. Но задвигать очень дискомфортно, т.к. невозможно выключить в мозгу вспыхивающую красную лампочку, когда видишь, как слова человека расходятся с правдой. И потому Шерлок изначально идет первым путем. При этом он знает свое преимущество и ловко манипулирует другими себе на пользу, что со стороны выглядит циничным, но на самом деле, кмк, таковым не является. Это скорее... слабость, компенсация за такое свойство психики. Потому что "не могу отключить, так хоть попользуюсь". Столкновение двух миров — мир "правды" Шерлока и мир "условностей" всех остальных.
По-моему, это проходит красной нитью через весь сериал. Отношение Шерлока к правде и вопрос доверия. Сверхспособность его разума и "суперменство"... возможности и беспомощность.

@темы: Sherlock, мои посерийные заметки, серия 1.01

URL
Комментарии
2015-07-24 в 21:53 

Dame Pelagia
Классный анализ, petergirl!

Что касается последнего вывода (про правду Шерлока и условности) - я не очень поняла, почему это вИдение правды не отстраняет его от Джона? Тот ведь тоже ваще-та действует по общепризнанным лекалам...
Кстати, огромное количество дискуссий насчет Аспергера Шерлока (после первого сезона столько было обсуждений по этой теме!) было в том числе и из-за вот этой характеристики: что он не может отключить логический процесс, и это иногда перегружает его, и он предпочитает уйти от контакта.

2015-07-24 в 22:46 

petergirl
Спасибо:).

Что касается последнего вывода (про правду Шерлока и условности) - я не очень поняла, почему это вИдение правды не отстраняет его от Джона? Тот ведь тоже ваще-та действует по общепризнанным лекалам...
Что значит "не отстраняет"? Почему Шерлок выделил из всей массы именно Джона, хотя тот ведет себя, как все? Но это едва ли связано с его "вИдением правды". В этом смысле Шерлок не делает Джона исключением. Вон, в "Скандале" в Рождество, например.
Молли: Джон, я слышала, вы ездили к сестре. Это правда?
Джон: Да.
Молли: Шерлок нажаловался... то есть сказал.
Джон: Мы наконец-то нормально пообщались. Она бросила пить.
Шерлок: Нет.
Джон: Эй, помолчи!
"Красная лампочка" не делает общение невозможным. Она его только затрудняет.

Кстати, огромное количество дискуссий насчет Аспергера Шерлока (после первого сезона столько было обсуждений по этой теме!) было в том числе и из-за вот этой характеристики: что он не может отключить логический процесс, и это иногда перегружает его, и он предпочитает уйти от контакта.
В Аспергера у Шерлока я не верю. Он смотрит в глаза, не боится людей и не стремится их избегать... Он - drama queen, в конце концов! Ему нужна аудитория. А аутизм любой степени предполагает, как минимум, сильный дискомфорт от общения и, как максимум, абсолютную невозможность общаться. К Шерлоку это не относится. Он умеет общаться (и причем вполне успешно: не теряется, за словом в карман не лезет). Забивать на условности - это все-таки в большой степени его выбор. Более простой.

URL
2015-07-25 в 00:10 

Dame Pelagia
Понятно!
С удовольствием буду ждать продолжения!
А кстати, почему Вы не опубликуете это в каком-нибудь соо по Шерлоку? У той же Оли Чернышенко?

2015-07-25 в 00:25 

petergirl
Ну... у меня же не стройная теория, а просто мои наблюдения из серии "я так вижу" - мне не кажется, что в соо это кому-нибудь интересно.
К тому же... спросите еще раз, когда я все до конца выложу:hash3:. А то тут "специфичности взгляда" пока мало было.

URL
2015-07-25 в 00:39 

Dame Pelagia
ОК, спрошу! ;-)

     

I'm Sherlocked

главная